Методическая копилка

 

 

 

734013

 

Классификация форм организации  образовательного процесса

 

Предметные цели Типы занятий Формы организации образовательного процесса
1. Актуализировать личностный смысл  учащихся к изучению новой темы. Обеспечить создание у учащихся образа изучения новой темы Вводное занятие «Занятие открытых мыслей», «Занятие-эврика», «Занятие-размышление»
2. Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности Занятие изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности Занятие-лекция, занятие-семинар, занятие-экскурсия, лабораторно-практическая работа  и др.
3. Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся Занятие закрепления новых знаний и способов деятельности Занятие-семинар, занятие-экскурсия, занятие-консультация, лабораторно-практическая работа, занятие-путешествие  и др.
4. Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности Урок комплексного применения знаний и способов деятельности Занятие-семинар, занятие-практикум, занятие-путешествие, занятие-концерт, «Литературная гостиная», занятие-игра «Что? Где? Когда?» и др.
5.  Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности Занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности Занятие-лекция, занятие-семинар, занятие-экскурсия, «Занятие открытых мыслей» и др.
6. Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся Занятие проверки и оценки знаний и способов деятельности учащихся Контрольная работа, занятие-зачёт, «занятие-турнир», «занятие-конкурс», «занятие-КВН», «Аукцион знаний», «Общественный смотр знаний» и др.

Памятка педагогу

 «Современные педагогические технологии в дополнительном образовании»

«Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса»

(Б.Т.Лихачёв)

 Групповые технологии

(И.В. Первина, В.К. Дьяченко)

Цель использования:

— Обеспечение активности учебного процесса.

— Достижение высокого уровня усвоения содержания.

— Позволяют реализовать основные условия коллективности: сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

К групповым способам обучения можно отнести:

— классно-урочную организацию;

— лекционно-семинарскую систему;

— дидактические игры;

— метод проектов.

Данную технологию чаще используют при проведении практических работ, при решении конструктивно-технических задач на занятиях творчеством.

К групповым технологиям следует отнести и многие технологии нетрадиционных учебных занятий, в которых имеет место разделение группы на подгруппы.

Например: занятие-конференция, занятие-экскурсия,  занятие-путешествие, интегрированное занятие  и др.

В результате использования групповых  технологии открываются большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности учащихся, способствовать углубленному усвоению материала, достижение высокого уровня усвоения материала.

  Технология личностно-ориентированного обучения

 Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

Задача педагога дополнительного образования  – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.

В соответствии с данной технологией для каждого обучающегося составляется индивидуальная образовательная программа, которая в отличие от учебной носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения.

В учреждениях дополнительного образования возможно применение таких вариантов дифференциации, как:

  • комплектование учебных групп однородного состава;
  • внутригрупповая дифференциация для разделения по уровням познавательного интереса;
  • профильное обучение в старших группах на основе диагностики, самопознания и рекомендаций детей и родителей.

 Технология

индивидуализации обучения (адаптивная) –

такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Индивидуальный подход как принцип обучения осуществляется в определенной мере во многих технологиях, поэтому ее считают проникающей технологией.

Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. В силу используемых в нем организационных форм и иной природы мотивации разнообразные личностно-ориентированные практики стали его родовой особенностью.

В школе индивидуализация обучения осуществляется со стороны педагога, а в учреждении дополнительного образования детей – со стороны самого обучающегося, потому что он идет заниматься в то направление, которое ему интересно.

В соответствии с обозначенными положениями в учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся:

  • Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
  • Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
  • Профильное обучение, начальная профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций педагогов и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
  • Создание персонифицированных программ по направлениям.

Групповые технологии

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь,  взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий:

  • групповой опрос;
  • общественный смотр знаний;
  • учебная встреча;
  • дискуссия;
  • диспут;
  • нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем, что групповые технологии широко используются в его практике. Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативность.

 Технология коллективной творческой деятельности

 

Цель технологии:

  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.).

В основе технологии лежат организационные принципы:

  • социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;
  • сотрудничество детей и взрослых;
  • романтизм и творчество.

Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и самоусовершенствованию. Широко используется игра, состязательность, соревнование. Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям. Творческая деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров.

Черты технологии творчества:

  • свободные группы, в которых ребенок чувствует себя раскованно;
  • педагогика сотрудничества, сотворчества;
  • применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия;
  • стремление к творчеству, самовыражению, самореализации.

Технология «ТРИЗ»

Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач.

Это универсальная методическая система, которая сочетает познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, что позволяет ребенку решать творческие и социальные задачи самостоятельно.

Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.

Принципы технологии ТРИЗ:

  • снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
  • гуманистический характер обучения;
  • формирование нестандартного образа мышления;
  • практико-ориентированное внедрение идей.

По оценке психологов, технология ТРИЗ формирует у детей такие мыслительные способности, как:

  • умение анализировать, рассуждать, обосновывать;
  • умение  обобщать, делать выводы;
  • умение оригинально и гибко мыслить;
  • умение активно использовать воображение.

В методике используются индивидуальные и коллективные приемы:

  • эвристическая игра,
  • мозговой штурм,
  • коллективный поиск.

 Технология исследовательского (проблемного) обучения,

 при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

  • Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения.
  • Учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

Принципы проблемного обучения:

  • самостоятельность обучающихся;
  • развивающий характер обучения;
  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
  • использование дидактических алгоритмизированных задач.

 Технология программированного обучения

 

Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ЭВМ, программированного учебника и др.). 

Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.

В России эту технологию разрабатывал В.П. Беспалько, который выделил основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ:

  • линейные программы (последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольными заданиями);
  • разветвленные программы (в случае затруднения обучаемому предоставляется дополнительная информация, которая позволит выполнить контрольное задание и дать правильный ответ);
  • адаптивные программы (предоставляют возможность обучаемому выбирать уровень сложности учебного материала и изменить его по мере усвоения);
  • комбинированные (включают фрагменты всех предыдущих программ).

Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.

Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы.

 Модульное обучение – индивидуализированное самообучение, при котором используется программа, составленная из модулей.

Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Цели образования игровых технологий обширны:

  • дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
  • воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
  • развивающие: развитие качеств и структур личности;
  • социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

         Основные принципы игровых технологий:

  • природо – и культуросообразность;
  • умение моделировать, драматизировать;
  • свобода деятельности;
  • эмоциональная приподнятость;
  • равноправие.

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и особенности методики проведения игр зависят от возраста. 

В практической работе педагоги дополнительного образования часто используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-дидактическим материалом.

Игровые технологии применяются педагогами в работе с учащимися различного возраста и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

 

Информационно-коммуникационные технологии

 Любая педагогическая технология — это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

При подготовке к учебному занятию  с использованием ИКТ педагог не должен забывать, что это занятие, а  значит составляет план исходя из его целей, при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет педагога,  а только дополняет его.

Такому учебному занятию  свойственно следующее:

—  принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;

—  управляемость: в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения;

— интерактивность и диалоговый характер обучения;  —  ИКТ обладают способностью «откликаться» на действия учащегося  и педагога; «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения.

— оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы;

—       поддержание у уащегося состояния психологического комфорта при общении с компьютером;

—      неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.

Здоровьесберегающие технологии

 «Здоровьесберегающие образовательные технологии» – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения:

  • «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проведенными на практике, не наносящими вреда здоровью учащегося и педагога.
  • Приоритет заботы о здоровье педагога и учащегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
  • Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случаю, а каждый день и на каждом учебном занятии.
  • Субъект – субъектные взаимоотношения – учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
  • Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
  • Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
  • Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
  • Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
  • Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.

 Технология социального проектирования

 

  • Социальное проектирование – технология социального воспитания учащихся образовательных учреждений.
  • Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности.
  • Именно социальное проектирование позволяет обучающемуся решать основные задачи социализации: — формировать свою Я — концепцию и мировоззрение; — устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
  • Под социальным проектированием понимается деятельность: — социальнозначимая, имеющая социальный эффект; — результатом которой является создание реального (но не обязательно вещественного) «продукта», имеющего для подростка практическое значение и принципиально, качественно нового в его личном опыте; — задуманная, продуманная и осуществленная подростком; — в ходе которой подросток вступает в конструктивное взаимодействие с миром, со взрослой культурой, с социумом; — через которую формируются социальные навыки подростка.
  • Социальные проекты направлены на совместную работу педагогов, родителей, детей и жителей социума.
  • Участие детей в реализации проектов позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни, культуре общения и поведения, формировать потребность в социальной активности.

Дополнительное образование как особый образовательный институт располагает собственными педагогическими технологиями по развитию творческой активности ребенка, по саморазвитию и самореализации.

Учреждение дополнительного образования в отличие от массовой школы должно разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по-разному, причем содержание и методы обучения нужно рассчитывать на уровень умственного развития и корректировать в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка. В результате для большинства детей должны создаваться оптимальные условия развития: они смогут реализовать свои способности и освоить программы.

Деятельность учреждения дополнительного образования детей строится на таких принципах, как:

  • дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
  • развитие творческих способностей детей, выражающемся в том, что в организуемой образовательной деятельности доминируют творческие начала и творчество рассматривается как уникальный критерий оценки личности и отношений в коллективе;
  • учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
  • возможная корректировка учебной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.

В своей практике нам необходимо придерживаться следующих «путеводных положений», наиболее отвечающие специфике дополнительного образования детей:

  • Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
  • Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.
  • Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.
  • Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
  • Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Памятка по самообразованию

Возможная проблема Пути решения
1.     Не могу определиться с темой самообразования. ·        Выделите из многообразия проблем, вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. Ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные рзультаты.

·        Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения образовательного процесса.

2.     При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном  выборе. Подбор литературы:

·        Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

·        Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

·        Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме.

·        Включите современные взгляды на проблему

·        Используйте опыт работы других педагогов

3.     При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. ·         По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

·        Записывайте наиболее важные на ваш взгляд в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными знаками

·        Записывайте вопросы , которые возникают по мере ознакомления с источниками.

·        Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.

4.     При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается. ·        Составьте план или схему полученных при изучении материалов.

·        Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий.

5.     Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации ·        Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

 

19 декабря 2017 года состоялось второе заседание МО. Оно было посвящено моделированию учебного занятия в учреждении дополнительного образования, а так же методике организации и проведения открытого занятия и мастер-класса. 

Педагоги не только воспринимали предложенную им информацию, но и сами участвовали в практических занятиях.

В ходе заседания педагогам был предложен практический и теоретический материал, который они смогли забрать с собой для пополнения своей методической базы.

БезымянныйБезымянный 2 Безымянный3 Безымянный 4 Безымянный 5

 

Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе

 

Лекция — устное изложение какой-либо темы, развивающее творческую мыслительную деятельность обучающихся.

Семинар — форма групповых занятий в виде обсуждения подготовленных сообщений и докладов под руководством педагога формирует аналитическое мышление, отражает интенсивность самостоятельной работы, развивает навыки публичных выступлений.

Дискуссия – всесторонне публичное обсуждение, рассмотрение спорного вопроса, сложной проблемы; расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического суждения и отстаивания своей точки зрения.

Конференция — собрание, совещание для обсуждения и решения каких-либо вопросов; прививает навыки открытого обсуждения результатов своей деятельности.

Экскурсия — коллективный поход или поездка с целью осмотра, знакомства с какой-либо достопримечательностью; обогащает чувственное восприятие и наглядные представления.

Экспедиция — поездка группы со специальным заданием: решает комплекс разноплановых задач по организации эффективной практики в процессе получения профильного результата вне аудитории.

Туристический поход — передвижение группы людей с определенной целью; реализует цели познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Учебная игра — занятие, которое имеет определенные правила и служит для познания нового, отдыха и удовольствия; характеризуется моделированием жизненных процессов в условиях развивающейся ситуации.

 

Нетрадиционные формы организации деятельности детей

 

Презентация предмета, явления, события, факта — описание, раскрытие роли предмета, его социального предназначения в жизни человека, участие в социальных отношениях.

Социодрама — сюжетно-ролевая игра, предопределенная позицией главных героев; ситуация выбора, от которой зависят ход жизни и социально-психологические отношения, осознание себя в структуре общественных отношений.

Защита проекта — способность проецировать изменения действительности во имя улучшения жизни, соотнесение личных интересов с общественными, предложение новых идей для решения жизненных проблем.

Круглый стол — коллективная работа по отысканию социального значения и личностного смысла явления жизни – «Свобода и долг», «Человек и природа» и т.п.

Чаепитие — обладает большой силой, создает особую психологическую атмосферу, смягчает взаимные отношения, раскрепощает.

«Крепкий орешек» — решение трудных вопросов в жизни совместно с группой, доверительный разговор на основе добрых взаимоотношений.

День добрых сюрпризов – упражнение в умении оказывать знаки внимания, доставлять людям радость.

Конверт вопросов — свободный обмен мнениями на разные темы в дружеской обстановке.

Выпускной ринг – отчет выпускников творческих коллективов, анализ прошлого, планы на будущее; создание атмосферы дружбы, взаимопонимания; формирование умения взаимодействовать с людьми.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Практикум в группах «Формулировка задач учебного занятия»

 

1 — содействовать в ходе занятия формированию  личностных качеств…;

2 — осуществлять нравственное воспитание, обеспечить изучение вопросов: патриотизма; гуманизма, товарищества, этических норм поведения…;

3 — формировать правильное отношение к природе;

4 — развивать у детей умение выделять главное в изучаемом материале;

5 — обучать составлению схем, плана, формулированию выводов, контрольных вопросов; 6 — формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия…,

7 — формировать у учащихся умение преодолевать трудности в учении;

8 — проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний, умений и навыков:…, … изученных и сформированных на предыдущих  занятиях…,

9 — сформировать, продолжить формирование, закрепить следующие специальные умения и навыки ….

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия

Дата

Тема занятия

Цель

Задачи

образовательные

воспитательные

развивающие

Тип занятия

Форма работы

Методы обучения

Оборудование для педагога

Оборудование для учащихся

План занятия

 

Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию.  Создание психологического настроя на работу.                                                                                                                               1-3 мин

Проверка домашнего задания — творческого, практического (если было), проверка усвоения знаний предыдущего  занятия.                                                                                     5-10 мин

Изучение нового материала. Сообщение темы, ТБ, вводная беседа, ознакомление с новым  материалом (новой техникой, приёмом, упражнением, произведением, вариацией  и т. д.).

10 -15 мин

Самостоятельная (практическая) работа  обучающихся. Закрепление знаний и способов действий.   Практические задания. Тренировочные упражнения. Физкультминутка

20-25 мин

Итог занятия.  Выставка работ, подведение итогов работы, выводы, высказывания детей,  оценивание, поощрение и т.д. Домашнее задание (если есть). Рефлексия.                                                                                                                                                                              5 мин 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Структура инновационного занятия по Н.Е. Щурковой

 

1 этап: организационный

Задача: подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

2 этап: проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

3 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

4 этап: основной

В качестве основного этапа могут выступать следующие:

1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция. Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

3)  Закрепление знаний и способов действий.

Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

4)  Обобщение и систематизация знаний.

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

5 этап: контрольный

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

6 этап: итоговый

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели? Поощряет ребят за учебную работу.

7 этап: рефлективный 

Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

8 этап: информационный

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание этапа: информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Возможные формулировки задач учебного занятия

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение (повторение, закрепление) правил, понятий, законов;
  • сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения по предмету………;
  • проверить, проконтролировать следующие общеучебные умения и навыки (составление простого плана, навыки работы со словарём, справочником…)…;
  • создать условия для отработки навыков и умений в …….;
  • создать условия для отработки навыков анализа такого явления, как…….;
  • актуализировать знания о…;
  • расширить общий и ……… кругозор учащихся.

Развивающие:

  • развивать  коммуникативные навыки посредством разнообразных видов речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь);
  • развивать такие аналитические способности учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
  • развивать память, внимание, воображение;
  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать формированию патриотических чувств;
  • содействовать формированию толерантности в отношении к культуре различных народов;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать повышению уровня мотивации на занятиях через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

методичка 1 методичка 2

 


 

1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Источник: https://nolamers.com